Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Да… и»: прогулка с театральным режиссером Сергеем Дроздовым

Антон Митько, Виталий Эйгерис18 сентября 2020 3 672
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Да… и»: прогулка с театральным режиссером Сергеем Дроздовым
Экспериментальный постановщик — о любви к городу, актуальных проектах и жизненных установках

К своим 34 годам Сергей Дроздов успел пожить в нескольких городах и даже селах от Урала до Камчатки, осесть в «столице Сибири», полюбив Новосибирск, как родной, начать и закончить карьеру артиста, сыграв более ста ролей на сцене, стать режиссером, создать собственный — самый молодой — новосибирский театр и совмещать должность худрука в нем с работой в студии театрального мастерства и инклюзивных творческих школах. Мы прогулялись с Сергеем по Тихому центру и поговорили о его громогласной жизни и отношении к профессии, городу и перипетиям судьбы.

«Мой город»: Урал, Камчатка и село

Вспоминаю сейчас жизнь до Новосибирска, и мне трудно сказать, где был мой настоящий дом. Родился я в городе Первоуральске — это такой «Бердск» для Екатеринбурга, только чуть побольше. Когда мне исполнился год, мы с родителями переехали на Камчатку, где прожили шесть лет. Дальний Восток остался в моей памяти, прежде всего, как место с незабываемыми пейзажами: моржи и медведи в дикой природе, волнистые сопки, завораживающее холодное море.

В остальном Камчатка не очень подходит для комфортной, в общем понимании, жизни людей. Ведь туда все завозится с «большой земли», и ты всегда зависишь от чьих-то настроений — начиная с погоды и заканчивая людьми во власти, каждое решение которых становится практически судьбоносным для всего населения региона. Это слишком оторванное место, и там уже давно нет никакого развития, только стагнация.

Затем настал 1991 год, моя семья, как и большинство людей в нашей стране, потеряла деньги, и нам пришлось спешно искать новое место жительства. Нашли мы его в селе Заковряжино Сузунского района Новосибирской области. Мы построили там небольшой дом, в котором прожили четыре года. Там же я успел пойти в школу.

Затем мы снова решили вернуться в Первоуральск, где и произошло мое знакомство с театром: с четвертого класса я начал ходить в студию под названием «Синяя птица», а с десятого уже стал работать актером. По окончании школы я поступил в театральный институт Екатеринбурга. Как и для многих, студенческое время было для меня одним из самых счастливых в жизни, с особенной, никогда более не повторимой романтикой. К этому располагал и сам Екатеринбург, который я считаю очень красивым.

Новосибирск молодой, и в этом, как ни странно, его преимущество при игре «вдолгую». Мне кажется, что за ним будущее

Но я бы не хотел начинать популярную у многих людей игру по сравнению городов. Не потому, что не хочу обидеть негласные столицы Сибири и Урала. А потому, что считаю себя человеком с узконаправленными интересами. Я уже давно и плотно живу театром, поэтому едва ли могу полноценно и взвешенно сравнить Новосибирск и Екатеринбург в плане развития инфраструктуры, градостроительства или городской среды. А еще их сложно сравнить из-за возраста — Новосибирск молодой, и в этом, как ни странно, его преимущество при игре «вдолгую». Мне кажется, что за ним будущее.

После обучения я поработал несколько лет в двух уральских городах: более северном Серове и более южной Перми, откуда меня пригласили в театр «Старый дом». С этого момента я стал новосибирцем. По ощущениям, здесь я прожил большую часть своей жизни и в какой-то момент стал уже говорить «мой город». Так что возвращаясь к теме дома, с которой я начал, — я нашел его именно в Новосибирске.

«Наигрался»: театры, студия и проекты

В «Старом доме» я отработал артистом десять лет и как режиссер поставил один спектакль. В это время мы с моим партнером Дарьей Каребо открыли театральную студию «Примус». Ее назначение — дать людям возможность прикоснуться к театру не только снаружи, но и изнутри. Все время работы студии я поражаюсь разнообразию профессий тех, кто приходит к нам заниматься: от ученых-физиков до бизнесменов. Цели у всех тоже разные. Кто-то хочет использовать актерские навыки в своей деятельности. Другим нужно подтянуть артикуляцию и речевой аппарат в целом. А есть те, для кого театр всегда был несбыточной мечтой, которую они наконец-то смогли воплотить в жизнь. Что их всех объединяет в моем понимании? Как я часто говорю: «Мы окружаем себя красивыми людьми». Которых в этом городе очень много. 

Там же я понял, что уже не хочу выходить на сцену и что меня больше манит режиссура. Наверное, я просто «наигрался»: у меня была счастливая актерская жизнь, воплощенная в более чем ста ролях. Именно этот артистический опыт стал фундаментом для начала моей новой жизни в режиссуре. Чтобы полноценно воплощать свои идеи, два года назад я решился открыть собственный театр. Так появился «Понедельник выходной».

Создать свой театр в России — дело непростое. Но, как показал и наш пример, и опыт коллег в самом Новосибирске — это возможно. Мы долго искали место, пока не нашли подходящее, ведь для того чтобы театр был востребованным, он должен находиться в центре города. Затем мы упорно и в основном своими силами делали в арендованном здании ремонт. В итоге к нынешнему году наши вложения окупились и мы даже стали выходить на небольшую прибыль. Окупились и наши старания: театр стал популярным и у зрителей, и в профессиональной среде.

Но коронавирус и последовавшие за ним события нас подкосили. Во время простоя театра мы не смогли больше тянуть арендную плату, и его пришлось закрыть. Но я уже имел немалый опыт проектной работы — что называется, «театры на выезде». Когда ты постоянно меняешь локации, отыгрывая один спектакль, а потом закрывая его и начиная воплощать новую задумку. Например, такой была постановка «Подонки», которая проходила исключительно в промзоне. Так что будем искать новые места и способы говорить со зрителем. Тем более, что на нашу беду сразу откликнулось театральное сообщество: помощь предложили и Алексей Михайлович Крикливый с его мастерской, и руководство «Старого дома».

Чтобы полноценно воплощать свои идеи, два года назад я решился открыть собственный театр. Так появился «Понедельник выходной». Но из-за коронавируса его пришлось закрыть

Помимо всего вышеперечисленного, я работаю в центре социальной реабилитации «Со-прикосновение», где веду театральные кружки для ребят с особенностями в развитии. Еще я сотрудничаю с «Инклюзионом» — развивающей театральной школой для людей с особенными потребностями. В общем, мне интересны проекты с социальной направленностью, это видно и по большинству моих постановок, сюжеты многих из которых взяты из реальной жизни. Это и инклюзивный спектакль «Unреальность», и иммерсивная «Кухня», и почти документальные «Финист ясный сокол ONLINE» и «Зона красоты».

Как я уже сказал, я бы не взялся сравнивать Новосибирск и Екатеринбург как города в целом. Зато мне понятна разница между ними в контексте театральной среды. В этом Новосибирск шагнул чуть дальше. Во-первых, здесь просто больше театров. Правда, их все равно катастрофически недостаточно для третьего города страны. Во-вторых, здесь уникальная в своем роде театральная среда. Она, конечно, конкурирующая, но при этом сплоченная и взаимосвязанная. Я это знал уже давно и последний раз почувствовал, когда получил поддержку после закрытия театра «Понедельник выходной».

В сердце города: квартиры и любимые места

Несмотря на то, что моя основная работа сосредоточена в центре Новосибирска (студия «Примус» находится в Тихом центре, а театр «Понедельник выходной» — на улице Ядринцевской), я бываю по делам, связанным с другими своими проектами, по всему городу, в том числе, на левобережье. С одной стороны, это дает мне полноценное представление о городе — его жизни и развитии. А с другой — у меня нет какой-то четко очерченной собственной среды. Тем более потому, что в Новосибирске я не был привязан к одному дому и успел пожить в разных районах.

Моим первым домом была так называемая «театральная квартира» на улице Линейной, предоставленная «Старым домом». Несмотря на близость от нее станции метро «Гагаринская», которая позволяла без пробок добираться до Речного вокзала, мне хотелось жить поближе к театру. Тогда я снял квартиру уже в пешей доступности от «Старого дома» — на улице Восход. Затем я осознал, что оседаю в Новосибирске, вложился в стройку и купил небольшую студию на Матвеевке. Там я еще раз понял, что меня утомляет дорога, сдал это жилье и снова стал снимать квартиры. Недолго пожив на улице Есенина, я переехал на Фрунзе, где жил последние три года, пока функционировал наш театр «Понедельник выходной». 

В Новосибирске у меня нет какой-то четко очерченной собственной среды. Тут я не был привязан к одному дому и успел пожить в разных районах

Сейчас я опять переезжаю, и это снова будет центр города. Я понял, что больше всего мне нравится жить именно тут. Здесь сосредоточена большая часть моей деятельности, здесь же расположены и почти все крупные театры города.

Устраивает меня центр и тем, что его инфраструктура закрывает все мои бытовые потребности и немногочисленные запросы на культуру или развлечения. На ланчи я хожу в небольшие заведения в Тихом центре с единственным принципом — периодически менять их, пробуя что-то новое. Сейчас, например, у меня период обедов в гастробаре «Коробок».

Иногда я выбираюсь посмотреть какой-нибудь фильм на большом экране и тогда предпочитаю кинотеатры у дома. До последнего времени это был кинозал «Формула кино» в ТРЦ «Аура», а после переезда буду ходить в «Синема Парк». Из магазинов я предпочитаю большие моллы или торговые центры — в них и выбор больше, и закупиться можно сразу надолго.

Есть места в нашем городе, которые я не просто люблю, но и считаю уникальными, особенно для Урала и Сибири. Это, например, зоопарк, подобий которому я не встречал нигде в России. Есть у нас и дельфинарий: я однажды плавал в нем с дельфинами и получил очень крутые ощущения.

На ланчи я хожу в небольшие заведения с единственным принципом — периодически менять их, пробуя что-то новое. Сейчас у меня период обедов в гастробаре «Коробок»

Не самое уникальное место для современных реалий, но новое для города — гастродворик за площадью Ленина. Там меня удивили супы, которые можно есть вместе с тарелкой, потому что она сделана из хлеба. А еще я люблю побережье Обского водохранилища — посидеть там и послушать шум воды.

Бывая в гостях у разных знакомых, я понимаю, что новые и современные жилые комплексы мне нравятся за то, что в них есть те возможности, которыми лично я бы с удовольствием пользовался. Если бы на придомовой территории был уютный и обустроенный парк с фонтанами — я бы проводил там время, отдыхая после работы. А на комфортной спортивной площадке с радостью поиграл бы в мини-футбол или теннис. Сейчас для этого мы с коллегами собираемся как раз в подобных местах.

Не самое уникальное, но новое для города место — гастродворик за площадью Ленина. Там меня удивили супы, которые можно есть с тарелкой, потому что она из хлеба

А еще я люблю квартиры в высоких зданиях. У меня был опыт жизни на 25 этаже, и я просто любовался городом оттуда — его было видно почти полностью. Сейчас перееду в квартиру на 14 этаже, и там тоже классный вид. Всегда хотел себе квартиру как можно выше и с большим балконом, чтобы вечерами там можно было устраивать ужины. Но этим летом со мной приключилось кое-что, кардинально сменившее вектор представления о моем будущем доме: от небесных высот — к самой земле.

«Действовать»: новые взгляды на дом и жизненная философия

Во время изоляции, в августе, я запустил новый проект, в котором собрал артистов, художников, фильммейкеров, современных композиторов, и мы поехали на месяц в село Заковряжино. Там, как я уже рассказывал, находится наш семейный дом с большим хозяйством. Родители уехали в другое место, а мы с ребятами изучали реалии современной сельской жизни. На основе интервью с местными жителями мы создали сценарий про умирающую деревню и уже приступили к репетициям этого спектакля. 16 октября на площадке в Городском аэропорте мы начнем реализацию проекта. В него будет входить фотовыставка, просмотр фильма, спектакль и вечеринка. Затем я планирую запустить спектакль, в котором будут задействованы артисты театра «Понедельник выходной» и тотально незрячие люди. Такие планы.

В общем, опыт жизни в селе, который был у меня и ранее, натолкнул на идею покупки собственного дома — с землей и хозяйством. Пока начинаю просто присматривать места вокруг Новосибирска — мне нравится в районе Северного объезда и «Стрижей». А еще узнал про «Деревню Мира» — интересный проект, который декларирует экологичность, добрососедство, развитие культуры. Мне все это близко по духу.

А еще я люблю квартиры в высоких зданиях. У меня был опыт жизни на 25 этаже, и я просто любовался городом оттуда — его было видно почти полностью

Есть один актуальный плюс у своего дома: подозреваю, что события, происходившие со всеми нами последние полгода, могут повториться. А для себя я точно понял одно: непростые времена лучше переживать в условиях более свободных, чем стены квартиры. Но пока это только планы, потому что у дома должен быть хозяин, который бы за ним следил. Под это нужно будет перестроить всю свою жизнь.

Сейчас думать о том, где засесть на какой-нибудь новой изоляции, мне не очень хочется. Я вообще предпочитаю действовать и считаю, что практически любые инициативы могут быть реализованы, несмотря на места и условия. Например, от своих учеников в последние годы я часто слышу: «Собираюсь в Москву, тут нет возможностей». Я всегда хочу понять — каких возможностей? Я захотел свой театр и сам начал его делать. Сразу нашлись единомышленники, помощники, соратники. Нужно делать. А если только говорить, то все так и останется на своих местах.

Я считаю Новосибирск красивым, особенно ночью. Не устраивают меня только дороги — это действительно ужасно. Я имею в ввиду и их качество, и те пробки, которые на них бывают. Если смотреть на все в сравнении, то про любой город можно сказать, что он недостаточно хорош, уютен, масштабен, развит, приспособлен для занятия теми или иными делами. Эта философия мне не близка.

В моем актерском преподавательском арсенале есть такое упражнение, когда нужно убедить собеседника, используя выражение «Да… но». То есть, по факту, это просто вежливый отказ. Я с ним сталкиваюсь часто, общаясь с людьми во власти по своим проектам и инициативам.

Я считаю Новосибирск красивым, особенно ночью. Не устраивают меня только дороги — это действительно ужасно

Например, я говорю: «Я придумал, как небанально и без приторного пафоса отметить День Победы: вывезем пару сотен людей за город и неожиданно погрузим их в условия войны — со взрывами и стрельбой (конечно, бутафорскими), а также зачитыванием стихов и исполнением песен о тех страшных событиях (уже реальными)». В мэрии мне отвечают: «Да… Но денег нет». Я говорю: «Я почти все сам организую, денег нужно немного». Мне снова отвечают: «Да… Но мы не успеем». И так до бесконечности.

А второе упражнение по убеждению собеседника заключается во фразе «Да… и». Вот как раз ее я могу назвать девизом. Когда мне говорят: «Давай устроим театр на заброшенном заводе?» — я всегда отвечу: «Да… и позовем туда еще мультиинструменталистов». Всего-то — другой союз. Но как при этом полярно меняется смысл! Я предпочитаю заниматься делом, расширяя границы изначального предложения, вместо того чтобы искать причины для отказа и бездействовать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru