Аналитики компании Penny Lane Realty отмечают стремление иностранных торговых брендов самостоятельно открывать свои магазины в России, отказываясь от франчайзинга.
За последние два года о своем намерении обрести независимость на российском рынке объявили более 15 крупных иностранных брендов. Руководство этих компаний отказалось продлевать контракты с российскими собственниками франшиз. «Сегодня на рынке торговой недвижимости существует устойчивая тенденция — многие западные игроки рассматривают возможность самостоятельной работы, — говорит Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty. — Главной причиной стал высокий уровень продаж, что, в свою очередь, основано на постоянном расширении клиентской базы. В этом смысле Россия занимает лидирующее положение в мире. Естественно, что иностранные компании стремятся к самостоятельной оргтоанизации дальнейшей торговли и сохранению абсолютного контроля над брендом и тем, как он представлен на рынке».
Есть и другие причины отказа от российских франшиз — твердая политика отбора магазинов согласно корпоративным стандартам, проекция представлений о столичном или зарубежном рынке торговой недвижимости. Адаптироваться к российским реалиям иностранцам сложно, зарубежные бизнесмены не раз обжигались на франшизах. Например, через какое-то время они понимали, что данная бизнес-модель для России не подходит. Наш рынок диктует зарубежным брендам непростые условия.
«Иностранцев пугает политическая и экономическая ситуация в РФ, — поясняет А. Могила. — Схема работы компании по франшизе требует стабильности и предсказуемости экономики. В нашей стране непросто получить кредит для открытия новой сети».
Сегодня ни один отечественный коммерческий банк не предлагает комплексного обслуживания франшиз и не имеет специализированных подразделений. Не существует определенных стандартов банковского продукта при кредитовании франчайзи. И если во Франции кредитная ставка для открывающегося франчайзи составляет 4%, в Великобритании — 7%, то в нашей стране — 18% годовых. Такое положение дел значительно замедляет развитие системы взаимоотношений.
Российские власти стремятся исправить ситуацию на рынке франшиз — 18 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации». Поправки касаются договоров коммерческой концессии (франчайзинг), уточняют требования к самим договорам и предусматривают новые права их сторон. Предполагается, что новые условия законодательства помогут решить принципиальные вопросы по стимулированию развития коммерческой концессии.
По данным аналитиков Penny Lane Realty, в США главная доля американского малого бизнеса приходится именно на франчайзи — 750 тыс. предприятий, в России таких меньше 21 тыс. На российском рынке франшиз 62% составляют отечественные сети, менее 40% занимают европейские и американские бренды.
О своих планах по открытию магазинов через франчайзинговых партнеров в 2012 г. на данный момент заявили такие бренды, как Alexander McQueen, Stella McCartney, Diesel, DKNY.
Список брендов, вышедших на российский рынок по франшизе в 2009–2011 гг. | ||
Год выхода на рынок | Бренд | Кол-во магазинов в Москве в 2011 г. |
2009 | GAP | 2 |
Bebe | 9 | |
Cinnabon | 10 | |
2010 | Jaeger | 1 |
Pandora | 3 | |
Prada* | 3 | |
Coffeshop Company | 4 | |
Du Pareil Au Meme | 11 | |
Dunkin Donuts | 14 | |
2011 | De Beers | 1 |
Iguana | 1 | |
Victoria’s Secret | 1** | |
Wendy’s | 1 | |
Burger King | 11 |
* С 2011 г. Prada работает самостоятельно.
** Три магазина Victoria’s Secret откроют до конца 2011 г.